Мало кто на Кавказе не слышал о «лесных» (снежных) или диких людях. Много преданий о них сложили абхазы, адыги, карачаевцы, балкарцы, осетины, грузины… В различных местностях Абхазии абнауаю (именно так их именуют абхазы) представляют различно. Один из первых авторов, записавший это поверье абхазов, ботаник Н. М. Альбов рисует абнауаю (у Альбова – обнаоэ) в таком виде: «Они имеют длинные волосы. Одеваются они в звериные шкуры, и на груди у них всегда бывает привешен небольшой топор. Они очень злы, и встреча с ними в лесу не обещает ничего хорошего. Живут лесные люди охотой. В старое время, когда абхазы только что явились в страну, лесные люди жили всюду по лесам Абхазии, и пришельцам пришлось вынести с ними упорную борьбу».
Более подробно и точно передает народное представление об абнауаю Н.С. Джанашия: «Они были сильны, смелы, но безобразны по внешнему виду: тело их было покрыто щетинообразными волосами. Оружием у них служил топорообразный стальной выступ на груди: прижмет к своей груди добычу и рассечет пополам».
Живя в дремучих лесах и промышляя охотой, абнауаю находились в постоянной вражде с охотниками, нападали на них и похищали у них добычу. Абнауаю каким-то образом знали охотников по имени. Сидят охотники ночью у костра. Вдруг вдалеке раздается голос: «Эй, Эдрис, где ты?» Охотники, среди которых находится Эдрис, молчат. Абнауаю снова и снова повторяет свой возглас и направляется к костру. В нескольких шагах он останавливается, так как охотники направляют на него кремневки и забрасывают его горящими головнями. Но абнауаю не уходит. Часто стоит он таким образом до утра, а затем удаляется.
Пока было много недоступных лесов, абнауаю имели достаточно простора и приволья. Но с тех пор, как леса частью вырублены, частью прорезаны тропинками, пришел конец лесному человеку: он или удаляется в нетронутые дебри или погибает от руки отважного охотника или пастуха. Так повествуется в абхазских легендах. Так как в каждом горном ущелье, по народным воззрениям, обитал один абнауаю, то, естественно, что в связи с уничтожением то одного, то другого участка девственных лесов исчезали один за другим обитавшие в них абнауаю.
Поэтому рассказов о гибели абнауаю довольно много. Н. Джанашия записал один из многих подобных рассказов. По записи Н. Джанашия, последний из абнауаю обитал в дремучем лесу Уракь близ сел. Адзюбжа. В том же лесу жил со своим стадом храбрый пастух Хухв Читанаа. Каждую ночь абнауаю приближался к шалашу пастуха и спрашивал: «Читанаа Хуху, ты здесь ли?» - «Я здесь. Если ты не баба, пожалуй на единоборство» - отвечал бесстрашный абхаз. Абнауаю, однако, не принимал предложения об единоборстве и уходил. Тогда Хуху прибег к хитрости: положил в своей постели чурбан и накрыл его буркою, а сам спрятался в кустах. В полночь явился, по обыкновению, лесной человек и, не получив на свой вопрос ответа, решил, что пастух спит и бросился на чурбан. В это время Хуху выстрелил и смертельно ранил своего врага. Утром, пойдя по кровавым следам, Хуху нашел убитого абнауаю, похоронил его, забрав себе все его достояние и женился на его жене-красавице. Уничтожением абнауаю Читанаа Хуху оказал великую услугу всему абхазскому народу, так расценивали подвиг Хухуа информаторы Н. Джанашия.
Старик Шач Чукбар в сел. Калдахвара сообщил следующую легенду о гибели абнауаю. В старое время жил в Бзыбском ущелье лесной человек, который не давал покоя охотникам, отнимал у них добычу. Среди местных охотников был отважный и смелый Мард-ипа Мардасоу. Однажды он убил дикого козла, снял с него шкуру и повесил мясо и шкуру в пещере. Тут же на землю положил он бревно и накрыл его буркой, а сам с кремневкой стал в стороне. Ночью приходит абнауаю и бросается на бурку, предполагая, что под нею спит охотник. Мард-ипа Мардасоу выстрелил и убил абнауаю. Так ущелье было освобождено от лесного человека.
По другому рассказу того же Шача, еще лет восемь назад в Бзыбском ущелье охотникам удалось поймать абнауаю живым. Охотники на куниц заметили следы абнауаю. В одну ловушку поймалась куница, абнауаю утащил ее. Тогда поставили около ловушки четверть ведра водки. На другой день водки не оказалось – абнауаю выпил. На следующий день у ловушки поставили ведро водки. Утром приходят, абнауаю лежит у ловушки пьяным. На груди его торчали волосы наподобие гвоздей, все тело было покрыто шерстью, как у барана.
В сел. Члоу, со слов старика Адлейба, записан следующий рассказ об уничтожении абнауаю. Хакба (вернее Хагба) Бейзир был единственным человеком, который убил абнауаю. Однажды он пас стадо в лесу в Бзыбской Абхазии. Ночью ему удалось убить дикую козу. Он развел костер и жарил на шампуре печень. Вдруг слышит: идет кто-то по лесу, ломает ветви и кричит: «Хак Бейзир здесь?» Охотник догадался, что это абнауаю и не ответил. Снова раздается голос: «Хак Бейзир здесь?» Бейзир, молча поспешно зарядил ружье, положил на пень бурку, а сам спрятался. Подходит абнаое, бросается на бурку. Хак Бейзир поднимает ружье и говорит: «Эта пуля моя стоит ста пуль!» (По упомянутому уже поверью, в абнауаю попадает одна пуля из ста). Выстрелил и попал абнауаю в сердце. Застонал лесной человек и убежал. Утром пошел Хак Бейзир с кремневкой по кровавому следу и в лесной чаще нашел убитого абнауаю. Видит – около убитого сидят две сестры его и плачут, причитая: «Мы же говорили тебе: не ходи в лес Хак Бейзира». В это время перед ними появился Хак Бейзир. Испугались, стали просить его не убивать их. Но Хак Бейзир успокоил их: «Не бойтесь. Пусть только никто не смеет показываться в моем лесу, где я охочусь». Сказав это, Хак Бейзир удалился. С тех пор нет там больше абнауаю.
Суеверные сваны полагают, что в лесном человеке сидит бес, и потому убивают его. По этому предмету князь Татаркан Дадешкелиани передавал нам следующий рассказ, слышанный им от лица, которое заслуживает полного доверия. Рассказчик охотился в лесу неподалеку от Ленхерского ущелья. Наступила ночь. Он развел костер и вдруг видит – приближается к огню человек, нагой и волосатый. Рассказчик, забыв в перепуге ружье, влез на дерево. Нагой человек подошел к костру, стал над ним прыгать и хлопать в ладоши. Затем он взял ружье и всунул его прикладом в костер. Ружье выстрелило. Тогда нагой человек, видимо испугавшись, убежал. Рассказчик показывал князю ружье с обожженным прикладом. По мнению Т. Дадешкелиани, «лесные люди» - одичалые люди. Но когда и как они одичали, этого ни он, ни кто-либо другой не знают.