Ажвейпшаа и сова
Эта сказка была записана известным абхазским писателем Самсоном Чанба на горе Чамхашха в Абхазии в 1934 году. Однажды жена покровителя лесов и дичи Ажвейпшаа обращается к нему с идеей построить дом из костей животных и птиц. Ажвейпшаа долго не соглашался, но жена все же настояла на своем. И тогда он созвал всех жителей леса. Не было лишь совы. Долго все ждали ее и, наконец, дождались. На вопрос о причине своего отсутствия сова просила Ажвейпшаа не гневаться, так как она, судя по ее словам, занималась полезным делом: считала в лесу мертвых и живых. Ажвейпшаа стало интересно: кого же в лесу больше? И на этот вопрос сова мудро заметила, что когда она к мертвым прибавила того, кто послушался своей жены, то их оказалось больше, чем живых. Ажвейпшаа понял свою ошибку, велел жителям леса разойтись и сделал следующее установление: пусть каждый день одна из птиц идет на съедение сове и пусть съеденная ею птица сразу попадает в рай. Вот почему, как утверждают абхазские старики, птички, увидев сову, окружают ее и кричат: «Съешь меня! Съешь меня!» - думая, что попадут в рай.
Блоха и вошь
Абхазская народная сказка, записанная в селе Кындыг Очамчырского района Абхазии со слов Н. Бигуаа, впервые опубликована в 1940 году. Сказка начинается с сообщения о том, что блоха и вошь отправились к родственникам своим с подарками и очутились на берегу бурной реки с крутыми берегами. Блоха благополучно перескочила реку, а вошь упала прямо посередине реки. Вошь обратилась к блохе с просьбой взять щетинку у свиньи и спасти ее. Блоха пришла к свинье и рассказала о своей беде. Свинья же согласилась дать блохе щетинку, но только в обмен на желуди. Пошла блоха к старому дубу. Дуб не отказался дать ей желудей, однако наказал упросить сойку, чтобы та более не садилась на дубовую вершину. Блоха отправилась к сойке. Та, в свою очередь, согласилась не садиться на дуб, но наказала отправиться к ястребу, чтобы он более не ловил сойку и оставил бы ее в покое. Что делать блохе? Она пришла к ястребу и рассказала о своей беде и обо всем, кто что наказывает. Ястреб также посылает блоху к женщине для того, чтобы полакомиться одним цыпленком. Наконец, блоха приходит к женщине. Однако и здесь продолжается вся история с условиями дачи того, чего просит блоха. Женщина посылает блоху к хранительнице продуктов в княжеском доме и просит сноп проса в обмен на цыпленка. Приходит блоха в княжескую усадьбу, находит нужную управительницу, просит дать ей сноп проса, естественно, рассказав обо всей истории своих блошиных похождений. Та, в свою очередь, предлагает навсегда усмирить мышку, чтобы она более не лазила в кукурузник. Мышка согласилась не тревожить управительницу если будет уверена, что кошка более не будет за ней охотиться. Кошка направила блоху к пестрой корове за плошкой молока. Корова направила блоху за стогом кукурузу, находящейся неподалеку. Блоха принесла корове одну связку кукурузы, взяла у нее плошку молока и отнесла кошке. Кошка перестала ловить мышку, мышка – лазить в кукурузник. Управительница дала сноп проса, а женщина – цыпленка. Ястреб, полакомившись цыпленком, перестал ловить сойку, сойка – садиться на дуб. Дуб дал желудей, а свинья – щетину. Но когда блоха подошла к реке, то увидела, что плывет по воде дохлая разбухшая вошь.
Голубь
Абхазская народная сказка, записанная дворянкой Дусей Эшба со слов княгини Тамары Маршаниа. Когда и где она была записана неизвестно. В краю Апсны, согласно этой сказке, жил единственный князь. У князя был единственный сын, у сына – голубь, умевший говорить по-человечьи. Много княжеских дочерей из других стран мечтало видеть молодого князя своим мужем, но ни одна из них не нравилась голубю. Голубь и княжич никогда не расставались друг с другом. Однажды птице вздумалось прогуляться. Но назад почему-то голубь не прилетел. Девять дней и ночей тосковал княжич по своему другу. Но голубь, к счастью, не погиб. Он очутился на другом берегу моря, возле красивого и большого двора. Сел на яблоню голубь и смотрит. Заметил он суету в доме: одни едят, другие прислуживают в доме. Стал он петь. Девушка была поражена сладкозвучием голубиной песни. Да и голубю она пришлась по душе. Так задумал голубь женить на ней княжеского сына – своего воспитателя. Ночью увидела девушка во сне хозяина птицы. Наутро, поняв, что это вовсе не реальность, повелела девушка поймать голубя, но тот сам подлетел к ней. Пропев ей несколько песен, он рассказал красавице о своем воспитателе. Что ж, чувствует княжна, что сбывается ее сон. Послала она служанку к отцу, чтобы рассказать ему о своем выборе. Тот согласился. Голубь, взяв у девушки ее портрет и улетая в свой край, пообещал вернуться к сроку. Обрадовался княжич, вспомнил он сон свой о девице-красавице и решил, во что бы то ни стало отыскать ее. Направил он к ней птицу свою с доброй весточкой, что если согласна она выйти за него замуж, то пусть пришлет ответ и назначит срок, когда к ней приехать. Вновь поставив в известность своего отца, девушка с его разрешения назначила короткий срок – девять дней, к вечеру. Стороны начали готовиться к свадьбе. Отец девушки вместе с разным добром дал дочери в приданое одну служанку, которая как две капли была похожа на княжну. Наконец, наступил и срок свадьбы. Прибыл княжеский сын в дом невесты. Понравился он князю. Был пир, после которого гости вместе с княжной-невестой отправились обратно в Апсны на пароходе. А девушка-служанка решила погубить княжну и самой стать женой княжича. С помощью некоего матроса она связала ее, выколола ей глаза, посадила в ящик и бросила в море. Светящиеся глаза невесты служанка спрятала в свой сундук. Затем, облачившись в одежду княжны, стала выдавать себя за невесту. Вскоре пароход достиг берегов Апсны. Люди заметили здесь исчезновение спутницы невесты, долго ее искали, однако поиски не увенчались успехом и, что делать, все дружно поехали на свадебный пир. Шло время. Ящик с бедной княжной прибило к берегам той земли, которой владел князь – отец жениха. Но вытащил ящик на берег пастух, оказавшийся рядом. Он освободил пленницу и выполнил ее просьбу: построил для нее в дремучем лесу такой шалаш, чтобы никто туда не смог войти. Между тем голубь княжеского сына все твердил ему, что женился он не на той девушке. Княжич все это время что-то подозревал, чувствовал что-то неладное. Однажды голубь полетел в лес, увидел княжну и вызвал княжича. Княжич встретился со своею невестой, но не узнал ее. Он с сочувствием выслушал историю ее жизни, а затем предложил ей руку и сердце. Но девушка отказалась пойти в его дом. С тех пор княжич часто навещал ее, и вскоре она понесла. Жена княжеского сына стала что-то подозревать. Стала она жаловаться отцу с матерью. Те посоветовали сыну не расстраивать отца невесты. Но княжич по-прежнему уходил из дома. Однажды, придя в лес, он увидел, что у его возлюбленной родился сын. Мальчик был большой, как годовалый ребенок, игрался у матери на коленях и даже мог говорить. В тот день ребенок заупрямился и не пустил отца одного. Так что домой он пришел с ребенком. Жене своей он объяснил, что нашел мальчика на дороге. Затем он пригрозил, что если кто-нибудь посмеет обидеть мальчика, то он убьет обидчика. Это не понравилось жене княжеского сына, но она была бессильна. Однажды жена, открыв свой сундук, начала перебирать и рассматривать вещи. К ней подошел мальчик. Увидев шкатулку, он схватил ее. Жена выхватила у ребенка шкатулку и спрятала. Мальчик расплакался. Услыхав плач ребенка, в комнату вошел муж. Он заставил жену открыть ее. Вынув оттуда глаза своей матери, мальчик стал просить отца отвести его в лес, к матери. Придя к ней, он вложил их в глазницы матери, и глаза у нее открылись. Тут она рассказала княжескому сыну всю правду. Обрадовался княжич, взял настоящую жену свою, ребенка и все вместе вернулись домой. Подлую служанку он приказал привязать к лошадям и отпустить, чтобы они, как волки, разорвали ее на куски. Слуги так и сделали. А во дворе у княжеского сына снова был устроен пир.