Знакомство с генеалогическими преданиями и фольклорными материалами позволяют утверждать, что происхождение подавляющего большинства абхазских фамилий сравнительно древнее. Корни и генетические основы многих из них из-за давности лет пока не поддаются хронологической периодизации. Часто сведения о некогда существовавших в Абхазии древнейших родоплеменных группах фиксируются лишь в абхазском фольклоре, полностью отсутствуя в каких-либо письменных источниках.
В историко-этнологической литературе бытует мнение, что одним из первых народов мира, у которых возникли фамилии, являются франки (об этом, например, утверждает А.И. Мусукаев). Иной точки зрения придерживается грузинский ученый П.А. Цхадаиа. Отметив, что, согласно распространенному мнению, фамилия возникла в Италии в XI веке, упомянутый автор утверждает о сложении родового имени (фамилии) у грузин в раннефеодальную эпоху и завершении этого процесса в VII-VIII веках. А к IX веку, согласно П.А. Цхадаиа, грузинская фамилия как антропонимическая категория уже была окончательно сформирована (Цхадаиа, 2002, с. 92).
Начало письменной фиксации абхазских фамилий относится к XI веку, однако появились они задолго до этого. Модель, напоминающая современную абхазскую структуру образования фамильного имени, бытовала несколько тысяч лет назад на территории древней Анатолии. В частности, Ш.Д. Инал-ипа обратил внимание на характерное сходство этой модели с формой образования хаттских племенных названий типа Хутпа и Касипа, обитавших в Малой Азии в IV-III тысячелетиях до нашей эры (Инал-ипа, 1976, с. 139).
О древности происхождения родового имени (фамилии) у абхазов свидетельствует сама терминология абхазского языка. На это указывает и родство в абхазском языке понятий «фамилия» и «народ». «Фамилия» по-абхазски звучит как «ажвла», а «народ» - как «ажвлар». Слово «ажвлар» в буквальном переводе с абхазского языка означает «фамилии». Выявить сегодня время появления этих двух терминов невозможно. Тем не менее, абсолютно точно известно, что они возникли задолго до VIII и даже V веков.
Наиболее ранним источником, впервые зафиксировавшим фамильное имя абхазских владетелей из рода Чачба в грузинизированной форме «Чачас-дзе» и упомянувшим предводителя абхазских войск Куабулела Чачас-дзе Отаго, является «Летопись Картли» («Матианэ Картлиса») – одно из значительных сочинений в своде древнегрузинских летописей «Житие Картли» («Картлис цховреба»).
Но, исходя из данных, существующих сегодня в историко-этнологической литературе, Чачба – далеко не самая древняя фамилия в Абхазии. Согласно преданиям абхазов, самой древней и знатной абхазской фамилией является Ачба. Ачаа (т.е. носители фамильного имени Ачба), по одним преданиям, были первыми жрецами святилища Дыдрыпш. По другим преданиям, они сменили казненных за исчезновение святилищной иконы жрецов Дыдрыпша из рода Садзба. После наказания братьев Садзба хранителями Дыдрыпша становятся, как мы уже отметили, представители фамилии Ачба. В более позднее время Ачаа стали назначаться правителями Абасгии, а впоследствии они стали и царями Абхазии. Однако, из-за частых споров между собой Ачаа, судя по фольклорным материалам, были лишены жреческих функций и заменены представителем фамилии Чачба, которого звали Палашв.
Прежде, чем перейти к вопросу определения истории и этимологического значения фамилии Ачба, считаю необходимым выявить основные особенности модели образования фамильных имен абхазов.
Так, например, фамильные имена в абхазской антропонимии подразделяются на две основные группы: 1) образованные при помощи фамильно-патронимических формантов (иными словами, формантные фамилии – ФФ); 2) образованные без фамильно-патронимических формантов (иными словами, бесформантные фамилии – БФ).
В абхазской антропонимии ФФ (Ачба, Гулиа, Ануа, Агумаа и другие) занимают значительное место. Из формантов группы ФФ наиболее распространены: фамильно-патронимический формант «-ба» (па), что означает «сын» и фамильный формант «-иа».
Модель БФ обычно состоит из одной единственной фамильной основы или образовывается путем сложения двух различных основ (Арлан, Барцыц, Капш, Маан, Смыр, Чкок и др.). Особенностью абхазской антропонимии является использование ряда фамильных имен как с фамильно-патронимическими формантами, так и без них (Блабба – Блаб, Кайтанба – Кайтан, Смырба – Смыр).
Историки и этнологи в процессе изучения этногенетических связей между различными народами сталкиваются с очень сложными проблемами, имеющими зачастую искусственный характер. Для того чтобы исследователь добился реального успеха в деле выявления правдивой историко-этнологической информации, он должен знать, что, например, совпадение основ двух или более фамильных имен не всегда свидетельствует о наличии генетических связей между их носителями. Ряд карачаево-балкарских фамилий, проявляя звуковое сходство с абхазскими фамилиями, тем не менее, никак не связан с абхазским этническим миром. Например, исследователю на первый взгляд может показаться, что балкарская фамилия Ачабаевых сходна с абхазской фамилией Ачба. Кстати, об этом утверждают и создатели некоторых сайтов в Интернете. Но, на самом деле, фамилия Ачабаевых получила начало не от абхазов из рода Ачба, а от карачаевца Ачабая Гочияева. А фамилия Гочияевых, в свою очередь, произошла от имеретинского князя Гочи Джапаридзе.
Происхождение и этимология фамилии Ачба
Сообщений 1 страница 3 из 3
Поделиться13 ноября, 2013г. 10:09
Поделиться23 ноября, 2013г. 10:11
Несколько слов об истории изучения фамилии Ачба. Сын грузинского царя Вахтанга VI, известный грузинский историк XVIII века Вахушти Багратиони в своих работах упоминает фамилии «старинных мтаваров», среди которых называет Анчаписдзе, Анчпадзе, Мачабели, Марушисдзе, Качибадзе, Абазадзе, Шарвашидзе, носители которых, по имеющимся в абхазоведении материалам, являются абхазами по происхождению. Вахушти прямо отмечает, что «Мачабели говорит, что он – Анчаписдзе и прибыл из Абхазии, но (фамилия) новая».
В том же 1900 году выходит в свет и работа К.Ф. Сталя «Этнографический очерк черкесского народа», заинтересовавший нас с точки зрения рассматриваемой нами темы. Здесь автор прямо указывает, что черкесское (адыгское) дворянство «ведет свой род по преданиям от двух братьев Аче (Ачба – Д.Д.) и Чаче (Чачба – Д.Д.)» (Цит. по: Лавров, 1975, с. 265).
В «Очерках по истории брака и семьи у абхазов» (Сухуми, 1954) Ш.Д. Инал-ипа, говоря о возможном родстве фамилий Ачба, Чачба и Чичба, ставит вопрос: «не происходит ли остающийся загадочным в своем генезисе абхазский владетельский род Чачба (Чичба?) от древнего языческого жреческого сословия».
В этой связи хотелось бы подчеркнуть, что, исходя из имеющихся в нашем распоряжении материалов, весьма сложно положительно ответить на поставленный ученым вопрос. Но автор удачно, хотя и не совсем уверенно, подметил, что первоначальной формой фамилии Ачба была «Анчаба», что в переводе с абхазского языка означает не «дети Бога», а «сын, потомок Бога». Соответственно изменение данного фамильного имени с единственного во множественное число «Анчабаа» или «Анчаа» означало бы «дети, потомки Бога». А родовые имена Чачба и Чичба, могущие означать, по мнению Ш.Д. Инал-ипа, «дети Бога» или «божественные потомки», на самом деле имеют совершенно иные этимологические значения (Инал-ипа, 1954, с. 174).
В первом томе «Кавказского этнографического сборника», изданного в Москве в 1955 году, была опубликована статья Л.И. Лаврова «Абазины», заинтересовавшая нас с точки зрения рассматриваемой нами темы. Отрицая, происхождение Лоовых от абхазских князей Ачба, Л.И. Лавров отмечает, что «многочисленная и сильная фамилия князей Лоовых выводила свое происхождение от арабских эмиров». Далее он указывает, что «фамильное имя Лоовых возникло на кавказской почве: оно произошло от названия реки Лоо, протекающей на Черноморском побережье северо-западнее Сочи, т.е. там, откуда абазины переселились на Северный Кавказ» (Лавров, 1955, с. 23).
В 2000 году в Черкесске известным карачаевским профессором К.Т. Лайпановым была издана небольшая по объему книга «Этногенетические взаимосвязи карачаево-балкарцев с другими народами», в которой автор затрагивает вопросы, связанные с этногенезом абхазов и генеалогией владетельных фамилий Абхазии.
Упоминая об абхазо-карачаево-балкарских контактах в военной сфере, К.Т. Лайпанов вместе с тем бездоказательно утверждает, что тюрки-савиры, переселившиеся «в Абхазию по приглашению абхазов для их поддержки в борьбе с иноземными захватчиками», постепенно были ассимилированы в абхазской среде, после чего «тюркский элемент стал значительным в этногенезе абхазов» (Лайпанов, 2000, с. 53).
Здесь же автор пытается доказать происхождение абхазских княжеских фамилий Ачба и Чачба от тюрко-савирских ханов и князей. При этом он приходит к выводу, что корни фамильных имен «потомков» этих тюрко-савирских ханов Ачба и Чачба («Ач» и «Чач») происходят от карачаево-балкарских слов «ач» (пища) и «чач» (волосы) (Лайпанов, 2000, с. 54).
В 2006 году в городе Черкесске была издана книга С.Х. Ионовой «Абазинские фамилии и имена» - результат кропотливой работы автора по исследованию антропонимии абазин и абхазов, проводившейся в течение нескольких десятилетий. В книге отражены важные сведения по традиционной и официальной антропонимической системе абазинского народа. В частности, среди общих фамилий абхазо-абазинского происхождения, автор упоминает фамильное имя Анчоковых – Анфоковых (Ачба), которые, судя по полевым материалам абазинских этнологов, являются потомками абхазского рода Ачба. Рассматривая фамильное имя Ачба, автор предлагает несколько ошибочных версий для установления этимологического значения этого антропонима: 1) «сын перепелки»; 2) корень фамилии «Ач» как обозначение хлеба; 3) связывание корня «Ач» с наименованием лошади (Ионова, 2006, с. 268).
В большинстве вариантов легенд об апсха (царе абхазов) говорится о фамилии Ачба, как о самой древней и знатной. Профессор Ш.Д. Инал-ипа также отмечает, что «основатель Абхазского царства и другие национально-абхазские цари (апсха) принадлежали к роду Ачба» (Инал-ипа, 1976, с. 407). Аргументируя свое утверждение, Ш.Д. Инал-ипа пишет: «Во-первых, Арриан и Прокопий сообщают, что апсилы и абазги выбирали себе правителей из местной знати, а согласно единогласному свидетельству исторических преданий, наиболее древним, многочисленным и влиятельным абхазским феодальным родом является именно Ачба. Во-вторых, существовавшая в средневековой Абхазии повинность или пеня в пользу феодалов называлась термином «ачбыр», что в дословном переводе означает налог или плату «в пользу Ачба». В-третьих, весьма характерным является абхазское выражение: «Прежде, чем говорить о Чачба, надо сказать об Ачба», которое надо понимать, как видно, в том смысле, что первыми правителями Абхазии являлись Ачба, которых сменили Чачба (Шервашидзе). Абхазское выражение о том, что «Ничего не скажешь о Чачба, не сказав сперва об Ачба», следует понимать в смысле старшинства и первенства рода Ачба по сравнению с Чачба в отношении управления Абхазией, в смысле непосредственной преемственной связи политической деятельности этих двух самых влиятельных в средневековой Абхазии феодальных родов» (Инал-ипа, 1988, с. 330-331).
Поделиться33 ноября, 2013г. 10:13
Для того чтобы приблизительно определить время появления фамилии Ачба, нам, исходя из очень известной абхазской народной формулы «Не сказав об Ачба, не скажешь о Чачба», необходимо выяснить, когда же возникло фамильное имя Чачба.
Нам уже известно, что данный антропоним в грузинизированной форме впервые упоминается в «Летописи Картли», составленной во второй половине XI века. Из этого источника нам становится известно, что Отаго Чачас-дзе, с абхазскими войсками был приставлен к Анакопии царем Багратом IV (правильнее, - Баграт III). В другом анонимном сочинении XIII века, известном под условным наименованием «История и восхваление венценосцев», вместе с эриставами Барамом Варданис-дзе и Кахабери Кахаберис-дзе, живших во времена царицы Тамары, т.е. во второй половине XII – начале XIII веков, упоминается Отаго Шервашис-дзе. Отаго Чачас-дзе и Отаго Шервашис-дзе – это, безусловно, наименования двух владетельных князей Абхазии, а не одного. Кстати, сравните фамилию Барама Варданис-дзе с родовым именем Юардан (Варданиа) – абхазов убыхского происхождения. Но нас в данном случае интересует фамильное имя Чачас-дзе, которое, несмотря на грузинское оформление, сохранило свою абхазскую основу «Чач».
Иноязычное, в частности, грузинское оформление фамильного имени Чачас-дзе, на наш взгляд, предоставляет нам возможность предположить, что фамильная основа имени все же возникла раньше, чем измененное и адаптированное к чужому языку наименование. И поэтому вполне естественно, что фамилия Качибадзе, упоминаемое с X-XIII веков, возникло намного раньше, чем фамилия Бараташвили, а Гечба – намного раньше, чем Качибадзе. Таким же образом Чачба возникает раньше Чачас-дзе. Но является ли Чачба оригинальным или, говоря иными словами, неизмененным фамильным именем?
Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны определить правильное этимологическое значение основы фамилии Чачба – «Чач». Для этого нам необходимо ознакомиться с работами тех ученых, которые специально изучали этимологию абхазских фамильных имен.
Этнолог Л.Х. Акаба, например, считает, что корневой основой в фамильном имени Чачба является слог «ча» (от абхазского слова «ача» - «хлеб»). Частицу «ч», стоящую перед фамильно-патронимическим формантом «ба», Л.Х. Акаба возводит все к той же основе «ча». По ее мнению, «наименования фамилий Ачба и Чачба совпадают». «Разница лишь в том, - пишет Л.Х. Акаба, - что последняя выступает в удвоенной форме». В целом фамильное имя Чачба этнолог переводит с абхазского языка как «выращивающий хлеба», что, по мнению ученой, «относилось первоначально именно к фамилии Ачба» (Акаба, 1984, с. 102-103). Далее, в той же работе, Л.Х. Акаба с некоторым противоречием уточняет, что «языковые данные позволяют объяснить наименование фамилии Ачба и ее ответвлений Чачба и Чичба не как “выращивающих хлеба”, но как тех, “кто дает есть, насыщаться”» (Акаба, 1984, с. 115).
Этимологии имени Чачба, предложенные этнологом Л.Х. Акаба, по нашему мнению, нуждаются в серьезной корректировке. Выдвинутые ею версии, к сожалению, ошибочны. Единственное, с чем мы можем согласиться, это то, что Чачба в сравнении с Ачба выступает «в удвоенной форме». Но Л.Х. Акаба, следует это отметить, незаметно для себя очень плотно подошла к правильному пониманию значения фамильного имени Чачба. «Так, - пишет она, - А.Н. Введенский был удивлен тем фактом, что “абхазцы утверждают, что Ачба на старом их языке значит князь, а Чачба (как называют по-абхазски Шервашидзе) над князем князь”» (Цит. по: Акаба, 1984, с. 103).
Вот и ключ к разгадке значения фамильного имени абхазских владетельных князей: Ачба – это «князь» на старом абхазском языке, а Чачба – «над князем князь». Это означает только одно, что фамильное имя Чачба представляет собой редупликацию основы имени «Ачба» уже после того, как фамильное имя Ачба стало титульным именем, означающим «князя». Таким образом, нам становится ясно, что Ач-ач-ба - это «сын князя (стоящего) над князем». Итак, в средние века, судя по материалам, князя абхазы могли именовать как «Ачба» (например, «уи Инал-ипацва дрейуоуп, д-Ачбоуп» - могло означать «он из фамилии Инал-ипа, он Ачба», т.е. князь). Среди абхазов Турции вместо грузинского по происхождению слова «атауад» (князь) для обозначения князя обычно использовали фамильное имя наиболее могущественных абхазских князей Маршан. И потому фраза о князе из рода Инал-ипа в языке абхазов Турции могла быть произнесена так: «Уи Инал-ипацва дрейуоуп, д-Маршьануп» («Он из фамилии Инал-ипа, он Маршан», т.е. князь).
Но возникло ли фамильное имя Ачба в форме «Ачба» или оно также, как и Чачба, прошло через трансформацию? Возникнув ранее фамильного имени «Чачба», Ачба также было искажено до неузнаваемости. На факт искажения фамильного имени Ачба указывают грузино-мегрельские формы его написания – Анчабадзе и Анчбая. Фамильное имя Чачба произошла от Ачба уже после искажения этого фамильного имени. Исключив из грузино-мегрельских форм написания фамилии Ачба неабхазские форманты, мы получаем первоначальную абхазскую форму фамилии Ачба – это Анчаба – Анчба, что означает по-абхазски «сын Бога», «сын Анцва (Анча)». Поэтому становится понятным, почему Ачбовых считают в народе древнейшими жрецами наиболее могущественных абхазских святынь. Традиции обожествления царской власти, генеалогически происходившей от сословия жречества, связанного с почитаемыми в народе святилищами (Аныха), и предопределили возникновение фамилии Анчаба – Анчба.
Если бы первоначальная форма фамилии Ачба не звучала как «Анцваба – Анчаба» и не обозначала «сына Бога», то средневековые грузинские авторы, прекрасно знавшие абхазскую религиозную терминологию, вряд ли зафиксировали бы ее в форме «Анчабадзе». Самое известное абхазское слово того времени «Анцва – Анча» неоднократно упоминается в работах грузинского царевича Вахушти Багратиони: «К востоку и к западу от Чороха, на скате Испирис-мты (на территории Грузии – Д.Д.), находится церковь Спаса, Анча, с куполом, большая, благолепная, на живописном месте, с резиденцией епископа, пастыря Лиганис-хеви». Согласно Багратиони, в Грузии также имелась «католикосовская», «большая без купола» церковь Анчисхати. Вахушти также объясняет и содержание религиозного термина «Анчи» (одна из форм написания абхазского термина «Анцва»). Согласно ему, Анчи – это обозначение храмовой иконы анчийской, находившейся в тифлисском Анчисхатском соборе. А, судя по подиконной надписи, она (икона Анчи) была привезена из Эдессы в Константинополь, «но когда Лев Исавр (717-741) и другие иконоборцы появились, тогда ее привезли в Кларджети и поставили в кафедральной анчийской церкви» (Вахушти, 1904, с. 57, 174).
Подводя некоторые итоги в проведенном нами исследовании, где мы хотели приблизительно определить время возникновения фамилии Ачба, становится ясно, что она образовалась задолго до образования Абхазского царства в VIII веке. Но Ачба, Гечба и Чачба, возможно, далеко не самые древние среди абхазских фамилий.
ПРИМЕЧАНИЯ
Акаба, 1984. – Акаба Л.Х. Исторические корни архаических ритуалов абхазов. Сухуми, 1984.
Вахушти, 1904. – Царевич Вахушти. География Грузии. Тифлис, 1904.
Инал-ипа, 1954. – Инал-ипа Ш.Д. Очерки по истории брака и семьи у абхазов. Сухуми, 1954.
Инал-ипа, 1976. – Инал-ипа Ш.Д. Вопросы этнокультурной истории абхазов. Сухуми, 1976.
Инал-ипа, 1988. – Инал-ипа Ш.Д. Труды. Сухуми, 1988.
Ионова, 2006. – Ионова С.Х. Абазинские фамилии и имена. Черкесск, 2006.
Лавров, 1955. – Лавров Л.И. Абазины // Кавказский этнографический сборник. Том I. Москва, 1955.
Лавров, 1975. – Лавров Л.И. Историко-этнографические мелочи // Сборник статей по этнографии. Майкоп, 1975.
Лайпанов, 2000. – Лайпанов К.Т. Этногенетические взаимосвязи карачаево-балкарцев с другими народами. - Черкесск, 2000.
Цхадаиа, 2002. – Цхадаиа П.А. История и структура колхских (занских) фамилий: к постановке вопроса» // Этнографическое обозрение, 2002.