Знакомство с генеалогическими преданиями и фольклорными материалами позволяют утверждать, что происхождение подавляющего большинства абхазских фамилий сравнительно древнее. Среди абхазов довольно высок и процент древнейших фамилий, чьи корни и генетические основы из-за давности лет не поддаются хронологической периодизации. Часто сведения о некогда существовавших в Абхазии древнейших родоплеменных группах фиксируются лишь в абхазском фольклоре, полностью отсутствуя в каких-либо письменных источниках. В нартском эпосе абхазов, помимо Ацанов – рода легендарных карликов – упомянуты такие древнейшие абхазские роды, как Аиргь, Хаихуз, Мыхумызт, Тхуаз, Алхуз и Гягуа. Х.С. Бгажба в своей монографии «Бзыбский диалект абхазского языка» упоминает отдельные абхазские роды, представители которые уже не проживают на территории Абхазии: это Айнырба, Ларсанба, Кямач, Самахьхуа, Хумар, Атыршба, Лыдзба, Мгудзба, Мдзаа, Чумкузба (Бгажба, 1964, с. 251). Ш.Д. Инал-ипа в книге «Зарубежные абхазы» упоминает фамилии Адзба, Акушба, Алацба, Баалоу, Гардан, Таскуач, Арютаа, Апса, Ашлыдза, Каркуа, Иазауа, Кабрадж, Трам, Уадзыра, представители которых, за редчайшим исключением, не встречаются уже ни в Абхазии, ни среди абхазо-адыгского населения Северного Кавказа (Инал-ипа, 1990, с. 58-82).
О древности происхождения родового имени (фамилии) у абхазов свидетельствует сама терминология абхазского языка. На это указывает и родство в абхазском языке понятий «фамилия» и «народ». «Фамилия» по-абхазски звучит как «ажвла», а «народ» - как «ажвлар». Слово «ажвлар» в буквальном переводе с абхазского языка означает «фамилии». Выявить сегодня время появления этих двух терминов невозможно. Тем не менее, абсолютно точно известно, что они возникли задолго до VIII и даже V веков.
Говоря о начальной истории письменной фиксации абхазских фамилий, Г.А. Амичба пишет: что настоящие абхазские фамилии образовались в XI-XV веках. «По всей вероятности, - продолжает Г.А. Амичба, - у абхазов долгое время, в том числе в V-X веках, функции фамилии исполняло патронимическое имя – имя отца, деда или прадеда (эпоним) в сочетании с личным именем определяемого, соединенные через деминутив ипа («сын») или ипха («дщерь»). В качестве подтверждения фамильных функций патронимического имени в рассматриваемое автором время, ученый приводит в пример такие фамилии, как Инал-ипа, Шат-ипа, Дзяпш-ипа и Инапха, которые бытуют и по сей день [Амичба, 1999, с. 115].
Начало письменной фиксации абхазских фамилий относится к XI веку. Модель, напоминающая современную абхазскую структуру образования фамильного имени, бытовала несколько тысяч лет назад на территории древней Анатолии. В частности, отметив модель образования абхазских патронимических имен путем сочетания имени родоначальника рода с формантом «-ипа», означающим «его сын», Ш.Д. Инал-ипа обратил внимание на характерное сходство этой модели с формой образования хаттских племенных названий типа Хутпа и Касипа, обитавших в Малой Азии в IV-III тысячелетиях до нашей эры [Инал-ипа, 1976, с. 139]. А хатты, как известно, являлись древнейшими предками народов абхазо-адыгской языковой группы: абхазов, абазин, убыхов, адыгейцев, кабардинцев и черкесов.
Историки и этнологи в процессе изучения этногенетических связей между различными народами сталкиваются с очень сложными проблемами, имеющими зачастую искусственный характер. Для того чтобы исследователь добился реального успеха в деле выявления правдивой историко-этнографической информации, он должен знать, что:
1. Лингвистическая принадлежность фамильного имени к тому или иному языку довольно часто не отражает всей правды об истории происхождения его носителей. Например, представители адыгоязычной абхазской фамилии Ванача (УанэщIэ), фамильное имя которых переводится с кабардино-черкесского языка как «подельник седла», по происхождению являются ахчипсхувцами, т.е. абхазами садзского племени. А представители абазинского рода ТхьайцIыху (Тхайцух), фамильное имя которых переводится с того же языка как «человек Бога», являются природными абазинами, вышедшими из Абхазии. 2. Совпадение основ двух или более фамильных имен не всегда свидетельствует о наличии генетических связей между их носителями. Ряд карачаево-балкарских фамилий, проявляя звуковое сходство с абхазскими фамилиями, тем не менее, никак не связан с абхазским этническим миром. Например, исследователю на первый взгляд может показаться, что балкарская фамилия Ачабаевых сходна с абхазской фамилией Ачба, а фамилия Деппуевых может происходить от абхазской фамилии Допуа. Можно привести и иные примеры, однако результат подобного сопоставления фамильных основ может оказать исследователю медвежью услугу. Объясняется это тем, что фамилия, например, Ачабаевых получила начало от карачаевца Ачабая Гочияева. А фамилия Гочияевых, в свою очередь, произошла от имеретинского князя Гочи Джапаридзе. Фамилия Деппуевых (сравните с Допуа) происходит от имени основателя Деппу, который являлся выходцем из атаула (ветви) Хажгериевых фамилии Узденовых. Приведем еще несколько примеров. В частности, сравним ряд абхазских и карачаево-балкарских фамилий, совпадающих по своим корням, но, возможно, в некоторых случаях абсолютно не связанных друг с другом: Аргун – Аргуяновы, Абиджба – Биджиевы, Гемуа – Гемуевы, Гериа – Гериевы, Гулиа – Гулиевы, Гогуа – Гогуевы, Кациа – Кациевы; Нанба – Нанаевы; Чочуа – Чочуевы и т.д. 3. Генеалогические предания, сообщаемые исследователям представителями тех или иных фамилий, довольно часто не соответствуют исторической действительности. Так, например, род Ц., принявший, исходя из корыстных соображений, совершенно чуждую фамилию П., сообщают этнологам выдуманную версию происхождения фамилии П. от двух родных братьев Ц. и Б. Причем любое сомнение, высказанное в беседе с представителями данного рода, воспринимается ими как личное оскорбление. 4. Порой та или иная фамилия, в силу различных обстоятельств, присваивает себе чужое фамильное имя, подгоняя свою генеалогию под известную в народе историю его законных носителей. Приведу один пример. В одном из сел Гудаутского района традиционно проживала дворянская фамилия Б., у которой в качестве пастухов работали лица неабхазской народности. В результате всевозможных причин род дворян Б. пресекся, после чего вся оставшаяся собственность перешла в руки их пастухов. Новые хозяева, вместе с имуществом, с удовольствием приняли и фамилию своих прежних господ. Однако соседи и население всего села прекрасно знают о том, что нынешние представители фамилии Б., проживающие в Бзыпской Абхазии, не имеют никакого права носить данное фамильное имя. 5. Нередко представители тех или иных фамилий, покрывая неведение о собственном происхождении, выводят свою родословную из-за пределов занимаемой территории, что дает им возможность по своему усмотрению преувеличить и приукрасить версии происхождения их фамилий.
В то время как значительное большинство абхазских фамильных групп устойчиво приписывает себе аборигенность на территории Абхазии с незапамятных времен, часть абхазов выводят свою родословную из-за гор, реже – с того берега моря. Безусловно, миграционное содержание определенной части генеалогических преданий абхазов соответствует исторической действительности. В то же время, значительная часть таких преданий, несомненно, вымышлена, так как, по словам С.Л. Зухба, тенденция выводить свою родословную за пределы занимаемой фамилией территории как-то, почему-то, в какой-то степени считалась престижной. Делалось это из-за стремления идеологически обосновать занятие или удерживание определенного привилегированного положения в обществе, стараний сделать свое происхождение загадочным или покрыть свое неведение о происхождении рода миграционным содержанием, что было проще и правдоподобнее (Зухба, 1995, с. 152). Указывая на северокавказское происхождение своего рода, абхазы гораздо чаще отмечали их конкретно-адыгское происхождение, реже – от карачаевцев и осетин, еще реже – от балкарцев.
Происхождение абхазских фамилий
Сообщений 1 страница 3 из 3
Поделиться118 ноября, 2013г. 19:55
Поделиться218 ноября, 2013г. 19:57
Довольно часто в состав абхазских фамилий входили те абхазы и лица неабхазского происхождения, кто не имел или не знал своего фамильного имени. Фамильные союзы у абхазов вплоть до 80-х годов XIX века состояли как из членов одного родственного коллектива и носителей определенных кровнородственных фамилий, так и из семейств и лиц инородного происхождения, которые по различным причинам оторвались от своей родственной группы. Войдя в фамильный союз, чужаки принимали фамильное имя одного из родов, являющихся учредителями союза. Факт принятия бывшими чужаками фамильного имени одного из родов фиксировался в памяти всех носителей рода, причем информацию об этом их потомки сохраняют по сей день. Кстати, в общественном устройстве Абхазии фамильные союзы традиционно играли большую роль. По словам Ш.Д. Инал-ипа, «даже власть владетеля могла превратиться в фикцию без поддержки наиболее значительных фамильных союзов» (Инал-ипа, 1965, с. 408).
Среди древнеабхазских фамилий был известен славный род Абатаа, представители которого внутри абхазо-адыгских народов пользовались заслуженным авторитетом. Фамильное имя Абатаа по письменным источникам известно с XVIII века. Согласно Хан-Гирею, данный род происходит из кабардинских владетелей. Однако считается, что род Абатаа происходит от адыгского племени шапсугов. Среди представителей дворянского рода Абатаа (Абат) истории известны: Абат Бесльний (популярный в абхазской литературе Абатаа Беслан), Абат Убых, Абат Убаш и некоторые другие. В первой половине XIX века род Абатаа, не понятый и преследуемый народом, ушел из Шапсугии.
Не менее известной абхазской фамилией является и Абухба. Как известно, веским основанием для запрещения браков между фамилиями в абхазской этнической среде считалось наличие предания о происхождении их из одного корня. Так, например, подобный запрет действует в отношении двух фамилий Абжуйской Абхазии – Адлейба и Абухба. Согласно преданию, в старину женщине из рода Адлейба пришлось разрешиться от беременности у подножия скалы, в результате чего родился мальчик, которому дали фамилию Абухба фамильное имя которых, по мнению большинства абхазских лингвистов, переводится как «сын скалы»: «абаху» - скала, «ба» - сын.
В древнеабхазских преданиях этногенетического характера встречается немало сведений о фамилиях Ануа и Бганба, которые практически единогласно признаются первыми насельниками Абхазии. Бганба, согласно этим преданиям, поселился на левом берегу реки Кодор, а Ануа – в районе села Тамыш. Рассматривая генеалогические предания абхазских фамилий, Ш.Д. Инал-ипа отметил факт представленности в генеалогиях как аборигенной, так и миграционной версии происхождения отдельных родоплеменных групп. Например, родам Ануа и Джопуа из селений Тамыш и Члоу весьма стойко приписывается местное абхазское происхождение. В то же время популярны среди абхазов и рассказы миграционного содержания, согласно которым, ряд абхазских фамилий признается в народе в качестве пришлых из-за гор. Когда-то, согласно фамильному преданию, древние представители рода Джопуа жили в районе Сочи. Оттуда они, вследствие какой-то большой войны, мигрировали в район Цебельды. Здесь они встретились лишь с неким Ануа, с которым они побратались. «С этого времени, - как пишет А.Э. Куправа со слов Бориса Джонуа, - появился запрет на браки между фамилиями Ануа и Джопуа». (Куправа, 2003, с. 165).
В составе мегрельского населения Гальского района, помимо сравнительно немногочисленной группы носителей коренных мегрельских фамилий, в основном встречаются потомки старинных абхазских фамилий. Причем, здесь, в Гальском районе, и поныне проживают носители абхазских фамилий, однофамильцы которых исчезли в других районах Абхазии. К таким фамилиям относятся Апшилава (наименование которой происходит от этнонима «апсил», известного в римской историографии с I века в качестве обозначения одного из основных древнеабхазских племен), Ардия и Ардбелава (предки которых были известны среди абхазов под фамилией Ардба), Аскурава (предки которых, по нашему мнению, происходят от абхазов из древнеабхазского рода Ашкурцаа), Булискерия (в прошлом – носители древней и уважаемой в народе фамилии Абраскил), Алшибая, Ростобая, Царагбая, Цхуцхубая, Эзугбая и другие.
Здесь нужно особо отметить факт абхазского происхождения всех коренных фамилий мегрелов Гальского района, о чем, кстати, подтверждают и данные топонимики. Приведем несколько примеров. Среди них следует назвать наименования таких местностей, как Атарба идзыхь (источник рода Тарба в селе Чхуартал), Ахиба (наименование местности в селе Гумуриш на границе сел Окум и Речхь, название которой дублирует фамильное имя известной абхазской крестьянской фамилии), Ачангуарта (стоянка рода Чанба в селе Окум), Гудзба (холм у правого приустья реки Ингур, название которого дублирует фамильное имя в прошлом достаточно известного и крупного абхазского рода Гудзба, известного ныне под мегрелизированной фамилией Гвадзабия), Гумуриш (село в Гальском районе, название которого правильнее произносить в форме «Гумрыпш», что в переводе с абхазского языка означает «святилищное место рода Гумба), Капш-кыт (местность на границе сел Окум и Чхуартал, название которой происходит от фамильного имени рода Капш), Нажанео (современное Нажанаури, название которого происходит от фамильного имени абхазо-адыгского рода Жанаа - Жанэ), Сида (местность вблизи города Гал, название которой происходит от фамильного имени абазинского княжеского рода Сидовых), Чабалхуа (местность в районе села Окум, название которой происходит от фамильного имени абхазского княжеского рода Чаабал).
Топонимы, происходящие от фамильных имен абхазских родов, встречаются и далеко за пределами Абхазии, в частности, в Краснодарском крае, Республике Адыгея, Карачаево-Черкесской республике и Грузии. В частности, на территории Западной Грузии встречаются такие названия местностей и населенных пунктов, как Гачиани (владение влиятельных грузинских князей Бараташвили, которые произошли от Бараты Качибадзе, в свою очередь происходившего от влиятельной западноабхазской фамилии Гячба или Гечба), Гумати (местность в 5 км от Кутаиси, название которой происходит от фамильного имени рода Гумба, а сам топоним может быть переведен с абхазского языка как «Гумата» - «местность рода Гумба»), Жибиани (селение, название которого происходит от фамильного имени рода Жиба или Ажиба), Кяч (холм и святилище в районе города Зугдиди, название которых происходит от фамильного имени известного абхазо-абазинского княжеского рода Гяч -Кяч) и другие.
Кстати, Ардба является одной из самых влиятельных фамилий Садзена. Упоминая племя «арт», Эвлия Челеби писал: «Оно многочисленнее, чем племя кечи, но [эти люди] не такие храбрые и мужественные – большинство из них торговцы. Охотятся на куницу и имеют очень много свиней. Они понятия не имеют о вере и Книге. Остерегаются людей и [к ним] не подходят. Правдивый народ. Их около тридцати тысяч. У них тоже бей, который навестил нас со своими до зубов вооруженными 40-50 азнаурами абаза. Он преподнес нам двадцать овец и три оленя и со словами «добро пожаловать» оказал почтение». «У бея были длинные волосы, на плечах – лохматая бурка, в руках – лук и стрелы, на поясе – сабля. Добрым джигитом он был. Нас прислуживали длинноволосые, солнцеподобные, красивые юноши… К северу, в высоких горах, лежит область Садз». (Челеби, 1983, с. 50).
Следует отметить, что в составе населения Гальского района Абхазии представлены фамилии как крестьянского, так и княжеско-дворянского происхождения, «при полном отсутствии среди последних представителей мегрельского, сванского и вообще грузинского привилегированного сословия» (Инал-ипа, 1992, с.103). «Такой социальной картины, - пишет профессор Ш.Д. Инал-ипа, - мы здесь не имели бы, если вся эта территория искони была бы населена мегрелами и другими группами грузинской этнической принадлежности. Феодального общества без своей национальной господствующей верхушки не бывает» (Инал-ипа, 1992, с.103-104).
К старинным и влиятельным абхазским фамилиям относится фамилия Арлан, которая так же, как и фамилии Ардба, Гечба, Джопуа, Маршан, Маан и многие другие, является предковой по отношению к теперь уже инонациональной фамилии Арлания. Абхазские предки мегрелов Арлания принадлежали к влиятельной дворянской фамилии Арлан, проживавшей в местности Эбырныха, в горной части села Дурипш нынешнего Гудаутского района. Переселение представителей рода Арлан из Эбырныха в село Атара Очамчырского района произошло из-за убийства. Оттуда один из братьев переселился в Западную Грузию и обосновался в селе Дарчели Зугдидского района. (Куправа, 2003, с. 164). Вот, что пишет о «племени» (роде) Арлан известный турецкий путешественник XVII века Эвлия Челеби: «Племя арлан. Имеет около десяти тысяч бахадыров. У них есть плодородные и урожайные земли; их беи справедливые. Их пристань называется Лачига, это главная пристань. Тут мы гостили одну ночь. Это прекрасная гавань. Летом и зимой [здесь] нет недостатка в [прибывающих] судах. Отсюда мы шли два перехода на запад и достигли племени чанда». (Челеби, 1983, с. 49).
Поделиться319 ноября, 2013г. 10:11
Согласно фамильному преданию, записанному А.Б.Крыловым в 1998 году в селе Ачандара из уст 70-летнего местного жителя В. Ахба, предки рода Ахба были родом из аула Апсуа, расположенного на территории Карачаево-Черкесии. В Абхазию, по словам информатора, прибыли три брата Ахба, бежавшие после убийства (они отрезали ему голову косой) одного из богатых и знатных людей аула. «Некоторое время, - пишет со слов В. Ахба А.Б.Крылов, - братья жили в горной долине Псху, но затем решили переехать ближе к морскому побережью. Они пришли к абхазскому князю Шараху Ачба, попросили у него землю и преподнесли ценный по тем временам подарок – убитого ими оленя. Князь был настолько доволен подарком, что в ответ подарил братьям ружье, расспросил о причине бегства из родных мест и выделил старшему брату землю в селе Ачандара, среднему – в Бзыби, а младшему – в Абжуйской Абхазии» (Крылов, 1999, с. 59-60).
К черкесам (адыгам) по своему происхождению относятся и представители славного абхазского рода Баалоу. «Эти шинагмы Баалоа, - читаем мы в «Материалах к истории Абхазского княжества» И. Антелава и Г. Дзидзария, - тоже пришельцы, из черкесов. Когда они пришли в Абхазию неизвестно, но они с тех пор как поселились в Яштуха оттуда не выходили. Права их на землю те же, что и шинагмы Чирикба. Собственно только эти две фамилии можно считать действительно шинагмами. Это можно заключить уже из того, что только им одним покойный князь Дмитрий позволил брать половину ажидза, собиравшегося в его пользу с чужих стад, пригонявшихся в Яштуха, и эту половину обе фамилии должны были делить между собою» (Антелава – Дзидзария, 1953, с. 255).
Согласно фамильным преданиям, жители села Адзюбжа Очамчырского района Абхазии, представляющие фамилию Бзиава, ранее носили адыгоязычную фамилию осетинского происхождения Мазлоу. А вот представители абазинской фамилии Клыч и кабардинской фамилии Клишев известны в Абхазии под фамильным именем Кутелиа. В настоящее время представители фамилии Кутелиа встречаются в Бзыпской и Абжуйской Абхазии, в Западной Грузии, Аджарии и Турции.
Выходцами из Садзена, согласно генеалогическим преданиям, являются представители фамилии Гвинджиа, являющейся одной из ветвей дворянской фамилии Апшцба. Согласно преданию, фамилия Апшцба вышла из местности Рица, где находится одноименное озеро. Указанная фамилия в форме Пшыцаа, как отмечает О.В. Маан, ныне встречается и в селе Бармыш Гудаутского района. По имеющимся в нашем распоряжении материалам, фамилия Воуба, проживающая в с. Куланырхуа Гудаутского района и в некоторых селах Абжуйской Абхазии, также считает себя происходящей от фамилии Апшцба. Однако представители фамилии Гвинджиа и Воуба не считают себя однофамильцами и не связаны осознаваемым генетическим родством. Здесь же следует упомянуть и об убыхской фамилии Хундж, основа которой напоминает абхазскую форму вышеупомянутого фамильного имени (сравните: Ҕәынџьиа – Хундж).
Одной из наиболее влиятельных абхазских фамилий является западноабхазская (садзская) фамилия Гечба. Описывая «племя», возглавляемое данной фамилией, Э. Челеби писал: «У них подобная райским садам плодородная область, состоящая из семидесяти сел, есть [только] вооруженные ружьями около двух тысяч воинов и один бей. Здешняя вода вкусна и приятна, как живая вода. К тому же есть одна большая река Липо, в которую заходят суда. Эта река стекает с горы Эльбрус и здесь вливается в Черное море… [Всего же] у этих кечи десять тысяч воинов, и большинство из них – конные. Это большое племя, очень богатые [конокрады и] воры. Мы гостили у этого племени в доме одного абаза по имени Жапшху в деревне Хафка. Для меня и моих спутников он зарезал десять овец и устроил угощение. Мы вкусили сазбаль, мясную похлебку и пасте». «Продолжая путь на запад и пройдя две стоянки, мы дошли до племени арт». (Челеби, 1983, с. 49-50).
Влиятельной фамилию Гечба считали не только в Абхазии. Перечисляя фамилии старинных мтаваров, царевич Вахушти упоминает влиятельных князей абхазского происхождения, таких, как Марушисдзе, Качибадзе (Гечба), Абазадзе и Шарвашидзе. (Царевич Вахушти, 1904, с. 14-15). Предки Бараташвили прибыли в Картли из Абхазии в X-XIII веках. Они носили фамилию Качибадзе. Основав свое могущество на развалинах владений Багваш-Орбели, Качибадзе становятся владельцами Орбети и Самшвилде, позднее «Саорбело» превращают в «Сабаратиано». Основателем сатавадо Сабаратиано считается Барата Качибадзе, который жил в первой половине XV века и был чиновником (казначеем) при дворе Александра I (1412-1442 гг.). От Бараты, более известного как «Великий Барата», произошли следующие княжеские фамилии: Бараташвили, Госташабишвили, Германозишвили, Зурабишвили, Абашишвили, Палаванхосрошвили, Кавтаришвили, Иаралишвили, Иотамишвили, Капланишвили.
Судя по имеющимся историческим материалам, от представителей рода Гечба зависели даже некоторые князья Ачба, которые, как исключение из общих правил, по своему социальному статусу были не выше шинагм. В частности, об одном из них, правда, без указания, имени упоминается в «Материалах к истории Абхазского княжества». Фамилия его фиксируется в грузинизированной форме «Анчабадзе». «Этот Анчабадзе, - говорится в «Материалах», - не тавад, а шинагма. Он был подвластным Джигетского тавада Гечба и служил, и жил в доме покойного князя Димитрия… Здесь не мешает заметить, что только коренные абхазские Анчабадзе [считались тавадами], а все остальные той же фамилии у джигетов, убыхов и других народов северо-восточного прибрежья Черного моря, все были подвластными тамошних тавад и считались не выше шинагм». (Антелава – Дзидзария, 1953, с. 296).
Согласно преданию, записанного Анной Гицба со слов ее деда по отцовской линии Куацвары, род Гицба вышел из Северного Кавказа, где проживали пять братьев, у которых была единственная сестра Азкя. Поблизости от первых представителей упомянутого рода жила богатая семья княжеского сословия по фамилии Аимхаа. Молодой красавец Мас Аимхаа влюбился в Азкю, однако никто из рода Гицба не хотел, чтобы Азкя вышла замуж за княжича из-за сословного неравенства. Мас Аимхаа, зная об этом, в очередной раз, увидев девушку, на ходу наклонился, снял с нее шарфик и ускакал. Братья узнали о случившемся факте. И, как следовало ожидать, на этой почве произошло убийство. В ответ Аимхаа убили двух братьев Гицба. Отец девушки был ранен. Со стороны князей Аимхаа было больше пострадавших. Как отмечает А. Гицба, «все закончилось тем, что гицбовцы однажды ночью подожгли все дома, где жили Аимхаа, а сами той же ночью ушли из Нхыца (Северного Кавказа – Д.Д.), забрав с собой сестру и раненого отца». Долго-долго шли они. По дороге умер отец семьи Гицба. Братья похоронили отца в отмеченном месте и продолжили путь. Так они добрались до Абхазии, где в селе Лыхны обратились к царю с просьбой выделить им место для поселения. Царь выделил им место, которое называлось Эбырныха. Здесь обосновались все три братья – сыновья Абзагуа Гицба – Гедлач, Швлиман и Басрыкуа. Потомки этих братьев отсюда уже переселились в Джирхву, Куланырхву и другие селения. (Гицба, 2003, с. 8-9).
Существует и второй вариант этого генеалогического предания. По рассказам Сардиона Гицба, слышавшего историю происхождения гицбовых от своего дяди Шаабана, род Гицба проживал в двух древнеабхазских селениях – это Цандрыпш и Цабал. Жившие в Цабале гицбовцы, согласно сообщению Сардиона Гицба, в годы махаджирства были полностью переселены в Турцию. А Гицбовы, жившие в селении Цандрыпш по какой-то причине убили одного из князей Цанба. Гицбовы бежали из Цандрыпша в Цабал. Цанбовы же гнались за ними, чтобы отомстить за убитого. Во главе беглецов находились старейшины рода – Джансыт и Лучин. По дороге, перед мостом через реку Бзып братья должны были разделиться. Группа во главе с Лучином продолжили свой путь в Цабал, однако в селе Джирхва они остановились и навсегда здесь осели. Группа гицбовых во главе с Джансытом ушла в лесную чащу селения Бзып, где разбила участки, построили дома и остались жить. (Гицба, 2003, с. 9-10).
Обосновавшись в селе Джирхва, гицбовы столкнулись и с другой проблемой. Здесь издавна жили представители влиятельного дворянского рода Маан – обладатели больших пахотных земель и пастбищ. Вскоре у одного из рода Маан украли коня. Вину за кражу коня маановы возложили на вновь прибывших гицбовых, в то время, как гицбовы не были причастны к краже. Весь род во главе с Лучином собрался на священном месте и поклялся Богу, что он невиновен. Однако часть молодых и отважных членов рода Гицба, оскорбленные данным обвинением, сразу после принесения клятвы совершили набег на дом Маанаа. После этого случая им пришлось переехать в село Арюта (Эбырныха). Сегодня потомки Лучина проживают в селениях Дурипш, Лыхны, Арюта. А потомки Джансыта проживают в поселке Бзып. (Гицба, 2003, с. 10).